Вопрос к Dar-ul-Iftaa of Jami’at-ul-‘Uloom
Al-Islamiyyah, ‘Allaamah Banuri Town, Pakistan.
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного
Что думают благородные Улемы о следующем вопросе?
Как Вы знаете, появилось много организаций по сертификации Халяль, которые выдают сертификаты соответствия определенным продуктам питания, по Шариату.
Хотелось бы знать, можем ли мы принимать сертификацию Халяль:
-
От организации, которая является полностью немусульманской, и все сотрудники также не мусульмане.
-
-
Если организация полностью немусульманская, сотрудники тоже не мусульмане, однако сертификация Халяль сделана сотрудниками мусульманами. И владелец организации выпускает сертификацию Халаль, ссылаясь на свидетельство сотрудника мусульманина.
Жду ответа, подтвержденного Кораном и Сунной,
Юсуф Хан.
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного
Благородные Факихи (Фукаха) пришли к единогласному мнению, что свидетельства немусульманина относительно Халяля и Харама, а также других аспектов религии - не действительны. Это правило применяется, как по отношению к одному человеку, так и к организации в целом.
1. Нижеследующее мы можем найти у Ad-Durr Al-Mukhtaar, том 5, стр.475 (издательство Sa`eed):
В «Аль-Ашбаахе» упоминается, что «Свидетельство немусульманина не будет принято против мусульманина»
Это же мы можем найти у… “Al-Ashbaah wan-Nazaair”, стр.223, глава Qazaa, Shahaadaat and Da’aawi (издательство Qadeemit).
2. Нижеследующее мы можем найти у Al-Bahr Ar-Raaiq, глава.3, стр.132, глава Awliyaa and Akfaa (издательство Darul-Ma’rifah):
«…ни немусульманина против мусульманина, потому что Аллах сказал: «И Аллах никогда не будет давать власть неверующим над верующими». Следовательно, свидетельство немусульманина не будет принято против мусульманина».
3. Нижеследующее можно найти в Durarul-Hukkaam, комментарий от Ghurarul-Ahkaam, том 2, стр.378. Глава Shahaadaat (издательство Miir Muhammad Kutubkhaanah, Карачи):
«…если мусульманину придется, для купли или продажи чего-либо, сделать своим представителем (wakeel) немусульманина, после чего 2 свидетеля немусульманина будут свидетельствовать против немусульманина, относительно этой купли или продажи, то их свидетельские показания будут приняты, поскольку эти показания будут против немусульманина.
Однако если немусульманин сделает мусульманина своим представителем для покупки или продажи определенного товара, то показания тех же двух свидетелей немусульман против мусульманина не будут приняты, так как они могут преднамеренно свидетельствуют против мусульманина. Это было упомянуто в ‘Shar’hul-Mas’oodi, сокращенно Al-Jaami’ Al-Kabeer’
Таким образом, в вышеупомянутой ситуации, сертификация немусульманской организации недействительна, согласно Шариату.
Точно так же, если немусульманская организация, выдающая сертификацию Халяль, организовывает отдел под руководством мусульманина и сертификация основывается только на свидетельстве мусульманина-эксперта, тогда она также не действительна, согласно Шариату. Существует много доводов, подтверждающих это, которые будут приведены ниже.
1. Это принятый принцип в исламской юриспруденции, когда зависимый (taabi), нуждается в управлении (matboo), чтобы существовать в определенном статусе. Без первоначального главного управления, дочернее правление не может существовать в своем статусе, а также не может занять главенствующее положение.
Под этим принципом есть правило, которое основывается на التابع لا يفرد بالحكم (зависимости второстепенного от главного). Другими словами, филиал не может получить самоуправление, а также не может существовать отдельно. Кроме того, есть другое правило, согласно которому, если главное управление аннулируется, то и все его дочерние и производные организации так же аннулируются.
Таким образом, все сотрудники мусульмане в немусульманской организации являются ее «филиалами». Следовательно, если владелец не наделит властью своих сотрудников, то у них ее не будет. Более того, если организация перестает существовать, то и сотрудники мусульмане теряют предоставленный им статус.
Нижеследующее мы можем найти у Al-Mowsoo’ah Al-Fiqhiyyah Al-Kuwaitiyyah, том 10, стр..95, под литерой (تاء ) (издательство Zaatus-Salaasil, Al-Kuwait):
«Дочерняя организация не может получить свое собственное управление. Это означает, что управление филиала зависит от головного правления, чтобы существовать как часть единого целого, поэтому филиал не может стать отдельным предприятием с самоуправлением».
Нижеследующее можно найти у Al-Ashbaah wan-Nazaair, стр.120 (изд. Qadeemi):
«Четвертый принцип: Дочерняя организация вторична, существует несколько методов воздействия на нее. Первое правило заключается в том, филиал не получит самоуправление и второе, дочернее правление перестанет существовать вслед за главным…»
2.Вторая причина заключается в том, что Шариат сделал обычаи (Urf) и деловые отношения (Ta’aamul) очень сильными доказательствами в вопросах, которые не упомянуты в Коране и Сунне. Другими словами, вопросам, которые не затронуты в Коране и Сунне, доказательством будут служить практика и обычаи людей. Исходя из этого, Факихи (Фукаха) отметили, что в тех случаях, когда не все можно ясно определить Шариатом, целесообразно и мудро руководствоваться опытом и обычаями народа определенной эпохи.
Следовательно, вопрос будет рассматриваться в соответствии с опытом и обычаями конкретного периода. Также, под обычаями Urf (то, что считается приемлемым в обществе), мы подразумеваем те принципы и правила, которые твердо укоренились в сознании людей, обычно считаются приемлемыми и справедливыми и признаются (принимаются) здравомыслящими людьми.
Поэтому, в рассматриваемом вопросе, сертификация должна рассматриваться по отношению к организации в целом, к ее владельцам, а не к тем мусульманским экспертам, чья подпись стоит на сертификате. Можно привести сотни примеров, доказывающих, что это обычаи людей и организаций в той или иной мере, и что в таких вопросах результат зависит от организации в целом, а не от отдельного человека.
Нижеследующее можно найти у Al-Ashbaah wan-Nazaair, стр.93-94 (издательство Qadeemi):
«Шестой принцип: Обычаи людей – являются сильным доказательством, основано это на следующем высказывании Пророка САВ: Независимо от того, что мусульмане (в целом) считают хорошим, то выглядит хорошим и в глазах Аллаха»
Хорошо известно, что многие дела в юриспруденции основываются на обычаях и практике общества до такой степени, что стали принципом юриспруденции. Следовательно, обсуждая принципы юриспруденции в главе касающейся того, когда фактическая действительность Haqeeqah будет оставлена, Факихи (Фукаха) заявили: «Фактическая действительность будет оставлена, если для этого будет основание и, тогда будут использованы обычаи и практика людей…»
Точно так же, как раб не может свидетельствовать в пользу своего хозяина, а сотрудник - в пользу работодателя. Потому что во всех этих случаях очевиден интерес сторон (свидетельствующий уверен в том, что может извлечь выгоду из своих показаний). Есть также большая вероятность, что человек свидетельствует для собственной выгоды или вынужден делать так из-за определенных обстоятельств.
Очевидно, что есть большая выгода для обеих сторон в случае сотрудник-работодатель. Следовательно, до тех пор, пока будет вероятность столкновения интересов сторон, мы не можем позволить мусульманину работать в немусульманской организации и выпускать сертификаты Халяль, вследствие чего эта организация будет получать доход, из которой будет выплачивать зарплату сотруднику мусульманину.
Существует хадис, приведенный в Сунне Abu Dawood, том 2, стр.151, в главе Qazaa, относительно того чье свидетельство будет отклонено:
«Это было передано от ‘Amr bin Shu’ayb, от его отца, от его деда, что Пророк САВ отклонил свидетельство мужчины или женщины, которые обманывают других, человека, у которого есть преступное намерение и вражда, и он также отклонил свидетельство слуги Ahlul-Bait (в пользу своих владельцев), хотя он принял его в пользу других…»
Нижеследующее можно найти у Al-Bahr Ar-Raaiq, том 8, стр.78: Глава о том, чьи свидетельства будут приняты (издательство Darul-Ma’rifah):
«Свидетельства супруга, сотрудника, легковерного (доверчивого) (مغفّل) …не будут приняты».
Из вышеизложенного ответа ясно, что, сертификат Халяль выданный немусульманской организацией, также как и сертификат Халяль, выданный сотрудником мусульманином в немусульманской организации являются не действительными, согласно Шариату.
Это все – а Аллах знает лучше.
Написано: Mufti Muhammad Farhaan Waarith,
Одобрено: Hazrat Mufti Abdul Qader Saheb.
Hazrat Mufti Saeed-ul-Rahman Saheb
Darul-Iftaa: Jamiah Uloom-e-Islamiah
Allamah Banuri Town, Karachi
21/08/1437 – 29/05/2016
Вопрос …
Уважаемые муфтии Darul-Iftaa, Darul-‘Uloom КарачиАссаляму алейкум
Мы, SANHA PAKISTAN, с 2006 года являемся организацией по выдаче сертификации Халяль, продуктам и напиткам в Пакистане, с точки зрения Шариата.
Наша аттестация имеет два следующих типа:
-
Мы лично делаем тщательный и полный контроль каждого ингредиента в продукте.
-
Мы принимаем и полагаемся на исследования надежной организации (относительно халяльности происхождения компонента).
Во втором случае, возникла новая проблема. Немусульманские организации тоже взяли на себя эту религиозную ответственность и стали выдавать сертификаты соответствия Шариату относительно Халяля и Харама происхождения ингредиентов.
После тщательного обсуждения этого вопроса, наш совет директоров, в лице пяти муфтиев, пришел к заключению, что сертификация немусульман не может быть принята относительно вопросов Шариата, поскольку они не компетентны (не достойны) свидетельствовать, ссылаясь на Шариат.
Исходя из этой позиции, принятой нашим советом директоров, мы направили этот вопрос Darul-Iftaa of Jami’atul-‘Uloom Al-Islamiyyah, ‘Allaamah Binori Town, Karachi, чтобы получить больше ясности в этом вопросе. Ответ, присланный Darul-Iftaa, соответствует нашей позиции (копия их ответа приложена для вашего ознакомления).
Хотелось бы узнать вашу точку зрения относительно этой проблемы. Вопрос следующий:
Что думают уважаемые Улемы по данному вопросу?
Как вы знаете, появилось много организаций по выдаче сертификатов Халяль, которые ссылаясь на Шариат, выдают сертификаты и определяют можно ли употреблять ту или иную продукцию.
Мы хотели бы знать, можно ли принимать сертификацию Халяль от организации если:
-
Эта организация полностью немусульманская и все сотрудники тоже не мусульмане.
- Это полностью немусульманская организация, есть также сотрудники не мусульмане, однако сертификация Халяль сделана сотрудниками мусульманами и владелец организации выдает сертификат на основе свидетельства сотрудников мусульман.
Wassalaam,
Yusuf Khan
Flat 10, Plot 16
10 Zamzamah Defense Road
Karachi
Contact Number: 0333 3653655
2 June 2016
Ответ
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного
Позвольте внести ясность, что определение Халяля и Харама является чисто религиозным вопросом, о чем упомянуто в книгах по юриспруденции, такой как “Diyaanaat” («Религиозные вопросы»). Факихи (Фукаха) (юристы) недвусмысленно заявили, что согласно Шариату, свидетельства немусульманина не могут быть приняты в вопросах касающихся религии.
Таким образом, мы также считаем, что:
Свидетельство немусульманина или немусульманской организации относительно Халяля или Харама, дозволенного или не дозволенного, не принимаются в свете Шариата. Факихи (Фукаха) заявили, что свидетельство немусульманина не имеет законной силы, в делах касающихся религии.
Они не имеют разногласия относительно того, есть ли разница в том, что немусульманская компания свидетельствует сама или опирается в своих заключениях на свидетельство мусульманина.
Таким образом, свидетельствует ли немусульманская организация о дозволенности продукта самостоятельно или использует для этого своих сотрудников мусульман, в любом случае свидетельство такой организации не действительно, поскольку немусульманин даже не верит в правдивость ислама или его религиозные вопросы.
1. Нижеследующее можно найти в Fataawaa Hindiyyah (издательство Rasheediyyah), том 5, стр.308:
«Свидетельство одного человека будет принято в отношении религиозных вопросов Diyaanaat, таких как Халяль или Харам, дозволенное или не дозволенное, если человек является правдивым мусульманином, неважно мужчиной или женщиной, свободным или рабом, ограниченным в плане показаний или нет. Также само слово «свидетельство» или минимальное количество свидетелей не являются необходимыми условиями для законности свидетельства. Это было упомянуто в книге Al-Kurduri, ‘Al-Wajeez’, а также в Al-Muheet’ имама Sarakhsi и в ‘Al-Hidaayah’, утверждения немусульман не будут приняты в религиозных вопросах Diyaanaat».
2. Нижеследующее можно найти у Ad-Durr Al-Mukhtaar, том 6, стр.345:
«…Это основано на принципе, что есть единодушное мнение о том, что свидетельство немусульманина приемлемо в вопросах Mu’aamalaat (деловые отношения и сделки), но не в вопросах религиозного характера Diyaanaat. Такое заключение будет дано утверждению в ‘Al-Kanz’, что «свидетельство немусульманина относительно Халяля и Харама будет принято, если это связано с деловыми отношениями и сделками (Mu’aamaalaat), но не в тех случаях, когда это касается определения природы Халяля и Харама, как ошибочно считает имам Zayla’i».
3. Следующее можно найти у Raddul-Muhtaar, том 6, стр.345:
Что касается заявления: «когда определяет природу Халяля или Харама», другими словами, когда немусульманин делает конкретное заявление «Это Халяль или Харам».
А Аллах знает лучше.
Написано: Mufti Muhammad Talhah Hashmi
Подтверждено: Muftis of Darul-Uloom Karachi, including Hazrat Mufti Muhammad Taqi Uthmani Saheb.
Darul Ifta: Jamiah Darul Uloom Karachi
14 Zul-Qa’dah 1437 AH, 18 August 2016