Понятия «халяль» и «харам» главным образом употребляются в отношении продуктов питания, а также всего съестного, а следование принципам «халяль» и остерегаться всего того, что имеет статус «харам» — главнейшая составляющая религии Ислам, что имеет своё чёткое отображение в Священном Коране, а также Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Более того, по мнению учёных-богословов, главнейшая основа религии Ислам и её важнейшее предназначение — знание того, что является дозволенным (халяль), а что — запрещённым (харам). Что касается слова «халяль», то в Священном Коране имеется много аятов, в которых это слово можно встретить в разных контекстах и также конфигурациях.
Так, например, в одном из аятов сказано: «О люди! Ешьте из того, что разрешено (халяль), а также приятно [хорошее, благодатное, здоровое]». (Св.Коран, 2:168). Слово «харам» также можно встретить в разных контекстах и разных конфигурациях, например: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха!» (Св.Коран, 2:173).
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на этот счёт имеется однозначное изречение, в котором сказано: «Воистину, дозволенное (халяль) очевидно и запретное (харам) очевидно. Однако между ними имеется много сомнительного, относительно которого многие люди пребывают в неведении. Поэтому, остерегающийся сомнительного очистит свою религию [от всего неподобающего] и убережёт свою честь. Однако приблизившийся к сомнительному [рано или поздно] начнёт совершать и запретное (харам), ибо такой человек будет подобен пастуху, пасущему своё стадо около заповедной территории, от чего оно вот-вот может оказаться внутри него. Воистину, у каждого властителя имеется [своя] заповедная территория, а у Всевышней такой территорией являются Его запреты».
Следование принципам «халяль» — обязанность каждого совершеннолетнего мусульманина. Выполнение этой обязанности, по воле Всевышнего, способно принести много блага, как личной жизни каждого отдельно мусульманина, так и всему обществу в целом. Поскольку, ровно как совершённый один вид блага порождает другой вид блага и подталкивает к его совершению, также одним из положительных эффектов употребления Халяль пищи можно отметить то, что это способствует совершению благих дел и поступков. Кроме этого за следование принципам «халяль» и употребление в пищу исключительно Халяль пищи полагается награда в потустороннем мире.
В противоположность этому, можно сказать, что употребление Харам пищи способствует совершению дурных и греховных поступков, а в потустороннем мире за это полагается определённое наказание. Таким образом, употребление Харам пищи является греховным поступком, а совершение любого вида греховных поступков уже в этом мире способно спровоцировать целый ряд негативных последствий, не говоря уже о последствиях в потустороннем. К числу негативных последствий, как об это приводится со слов учёных-богословов, можно отнести:
- способно привести к уменьшению доходов и ухудшить финансовое благосостояние,
- отдаление от Всевышнего Его милости,
- трудности при ведении каких-либо повседневных мирских дел,
- тяжёлое и депрессивное состояние души,
- сокращение продолжительности жизни,
- лишение божественной благодати,
- один вид совершённого греха, как уже говорилось ранее, подталкивает к совершению другого,
- ослабление силы воли и угасание стремления к совершению благих поступков,
- унижение перед Всевышним, а также перед другими людьми,
- продолжительное совершение какого-либо греха приводит к пренебрежению данным видом греха и к легкомысленному отношению к нему,
- в случае засухи все живые существа проклинают людей, совершающих разные греховные поступки, тем самым виня их во всех бедах и сложностях,
- в том случае, если совершённых видов грехов у кого-либо станет много, то велика вероятность того, что его сердце будет «пропечатано», и тем самым он рискует оказаться в числе неверующих людей,
- оказывает негативное влияние на все виды благ, которыми наделены люди, например, вода, посевы, погода и т.д. и способно привести их в негодное или плохое состояние.
Как видно из вышеприведённого, совершение любого греховного поступка, например, употребление Харам пищи, способно спровоцировать ряд серьёзных духовных последствий. Кроме этого, очень часто именно Харам пища оказывает отрицательное воздействие на физическое состояние человека и его здоровье. Поэтому Всевышний неспроста запретил некоторые виды пищи, ведь Ему очень хорошо известно о том, какие последствия они могут вызвать.
В противоположность этому, следует сказать, что Халяль пища, наоборот, является полезной и благодатной, а также приносящей много хороших результатов для здоровья человека. Таким образом, можно сделать следующее заключение: «Халяль пища — залог здоровья и хорошего духовного состояния, а Харам пища — причина плохого состояния здоровья, а также причина духовного упадка человека». При этом нужно не забывать, что причина хорошего и благодатного результата от употребления Халяль пищи главным образом кроется в довольстве Всевышнего, а не в её физических свойствах, поскольку, отстраняясь от Харам пищи и стремясь к Халяль пищи, приводится в исполнение Его приказ и повеление.
Как можно объяснить то, что Халяль пища способствует совершению благих проступков, а Харам пища, наоборот, способствует совершению дурных?
Это можно объяснить тем, что Халяль пища имеет в своей основе благое и позитивное «начало», а Харам пища, наоборот, имеет в своей основе дурное и негативное «начало». Поэтому, в зависимости от того, какой пищей будет питаться тот или иной человек, в его нутре будет формироваться либо благое «начало», либо дурное. Как ещё в давние времена говорил Гиппократ: «Мы есть то, что мы едим», что также подтверждает явную связь между употреблением пищи и совершением поступков.
Поскольку, некоторыми современными учёными установлена связь между употребляемой пищей со строением ДНК. Это говорит о том, что пища несёт определённую информацию всему нашему организму, и помимо физического тела оказывает своё влияние также на ум и сознание. Таким образом, можно сделать вывод, что употребляемая пища несёт в себе такую информацию, которая оказывает воздействие на весь организм человека, и является своего рода сигналом к совершению определённых действий, вид которых в свою очередь зависит от вида употребляемой пищи. Всё вышесказанное находит также своё подтверждение в изречениях пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Так, например, в одном из них приводится сообщение об одном человеке, который долгое время находился в пути, от чего его волосы стали растрёпаны и покрыты пылью. Находясь в таком состоянии, этот человек протягивает свои руки к небу [в надежде на помощь] и молит Всевышнего со словами: «О Господь!... О Господь мой!». Однако в том же изречении сообщается, что пища такого человека запретна, питьё его запретно, одежда его запретна, а также вскормлен он также запретным. Поэтому пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в конце к этому всему добавляет: «Как же будет отвечено этому человеку на его мольбу?» . В этом изречении пророка Мухаммада ясно видно, что вид употребляемой пищи оказывает прямое воздействие на духовность человека.
В конце этой статьи хочется заметить, что в действительности сфера дозволенного (Халяль) в Исламе намного шире, чем сфера запрещённого (Харам). Поэтому не нужно думать, что религия Ислам — это сплошные запреты и ограничения. На самом же деле в Исламе действует такой важный принцип: «Первостепенная основа всего — дозволенность».
И чтобы нам, мусульманам и даже рядовым потребителям иметь возможность спокойно потреблять всё что дозволено, важно изучить всё то, что находится в категории Сомнительного и получить на них однозначное определение «Халяль» или «Харам».
Подготовлено Динаром Садыковым и экспертом по Шариату Маратом Замальдиновым